Монтессори Метод и
Естественное Родительство
MariaMontessori.com
Мне всегда хотелось растить детей, руководствуясь методом Монтессори.
Я хочу, чтобы они ходили в Монтессори школу, я даже создала домашнюю Монтессори
среду. Прежде чем родить детей, у меня не получилось пройти курс по обучению
Ассистентов Раннего Детства, поэтому я сделала лучшее, что могла: прочла некоторые
книги, такие как, например, «Montessori
from the start» Paula
Polk Lillard, Lynn Lillard Jessen. Я далеко не идеальная мама, но думаю, что
довольно успешно применяю теорию Монтессори в своем подходе к детям.
Три года назад, когда родился мой первый сын, меня также привлек
метод Естественного Родительства. И у меня возник вопрос: совместимы ли эти два
подхода?
У Монтессори метода и метода Естественного Родительства много
общего. К примеру, оба делают ударение на том, чтобы относиться к детям с уважением,
стараться удовлетворить их потребности, руководствуясь любовью, чтобы они могли
безопасно исследовать мир как независимые существа. Оба подхода также призывают
растить детей естественным образом, начиная с мягких родов и заканчивая
употреблением нетоксичных продуктов в доме. Оба также призывают кормить грудью
и использовать тканевые подгузники.
Однако, есть и различия. Естественное Родительство подразумевает
длительное грудное вскармливание, пока мать и ребенок не почувствуют, что пора
его прекратить. Когда я прочла раздел в книге «Montessori from the start», касающийся грудного вскармливания, то
была удивлена: в нем предлагалось отлучить ребенка от груди в возрасте 6-9
месяцев для того, чтобы поощрять в нем независимость. Это показалось мне
странным, так как практически все всемирные организации призывают к длительному
грудному вскармливанию, по крайней мере, на протяжении первого года жизни. Как
мать и ребенок переживут такое раннее отлучение? Не идет ли это вразрез с
законами природы?
Ношение ребенка или использование слингов и перевязей – еще один
пункт, ибо это принято у родителей, голосующих за Естественное Родительство.
Цель - обеспечить ребенку безопасность, контакт с матерью и комфорт. Замечено,
что новорожденные, проводящие какое-то время на маме кожа-к-коже лучше дышат и легче
регулируют температуру своего тела. В сети можно найти много информации о
преимуществах ношения детей как для матери, так и для ребенка.
Тем не менее, некоторые монтессорианцы к ношению детей на себе
относятся негативно. Слинги и перевязи стесняют движения детей – говорят они –
и не должны использоваться, так как ребенок в них не может свободно двигаться и
развивать координацию. В отрывке из книги «Montessori from the start» рисуется картина ношения в слинге котенка
с целью показать насколько ужасна эта идея.
Но не все монтессорианцы так считают: я знаю тех, кто кормил
грудью своих детей дольше одного года и/или носил их в слингах. Если поискать в
Интернете, то окажется, что я не одинока. Своего первого сына я кормила до 15
месяцев, и обоих носила. И хотя мне очень нравится, как ребенок сворачивается
калачиком в слинге, я понимаю, что главное его преимущество – практичность. Три
месяца назад я родила второго сына. Ему не очень нравится, когда я сажаю его на
пол. Я даю ему возможность побыть на полу, но через 5-10 минут он
расстраивается и хочет, чтобы его снова взяли на руки или покормили. Слинг
является для нас необходимостью просто потому, что я не могу держать сына на
руках весь день напролет, особенно если учесть, что мне нужно еще заботиться о
его трехлетнем братике. Но что более важно – ношение на самом деле делает его
счастливее.
Я смирилась с тем, что эти две стороны моего ухода за детьми
буду сосуществовать вместе. Я решила, что буду Монтессори-родителем, который
также будет носить своего ребенка на себе, кормить его грудью столько, сколько
он (и я) посчитаем необходимым. Признаюсь, у меня даже был соблазн приехать на
последний Монтессори курс повышения квалификации в Лонг-Бич с привязанным к
груди малышом просто для того, чтобы посмотреть на реакцию людей!
Но недавно я наткнулась на очень интересный пост одного из
родителей, который нашел место в книге «Впитывающий разум ребенка»*, где
написано как раз об этом. Там д-р Монтессори ссылается на такие культуры, в
которых матери кормят детей на протяжении всех первых лет жизни и целыми днями
носят на себе. Она заметила, что эти дети намного меньше плакали по сравнению с
детьми западных культур и познавали мир наиболее естественным образом, находясь
со своими материями целый день. Дети становились частью ежедневной жизни своих
матерей, сопровождая их повсюду: и в доме, и за его пределами.
Хм. Похоже на то, что д-р Монтессори все-таки одобряла метод Естественного
Родительства!
А что на счет вас, Монтессори-родители? Вас привлекает стиль
Естественного Родительства? Как вы считаете, совместимы ли эти две философии:
метод Монтессори и Естественное Родительство?
Марси Хоган имеет Primary AMI diploma, живет в Сакраменто, CA, вместе со своим мужем и двумя
сыновьями. Она также пишет о своей родительской жизни и ведет блог Life is Good.
*
Примечание переводчика: выдержки из книги «Впитывающий разум ребенка» по данной
теме стр. 121-123:
«Но давайте на секунду задумаемся о многочисленных народах мира,
чей уровень культуры отличается от нашего. В вопросе воспитания детей почти все
они кажутся более просвещенными, чем мы со всеми западными ультрамодными
идеями. На самом деле больше нигде отношение к ребенку так не противоречит его
естественным потребностям. Почти во всех странах ребенок повсюду сопровождает
свою мать. Мать и ребенок неразлучны. Все время, когда они где-то вместе, мать
говорит, а ребенок слушает. Если мать торгуется с продавцом, это происходит в
присутствии ребенка, он все видит и слышит. И так – весь период грудного
вскармливания, которое и является причиной такого тесного союза…. Таким
образом, потребность ребенка в пище и любовь, объединяющая эти два существа,
соединяются в решении проблемы адаптации ребенка к миру, и происходит это самым
естественным способом. Мать и ребенок – одно.
Так, где цивилизация еще не сломала этот обычай, мать никогда не
доверит своего ребенка кому-либо еще….
Мысль о том, чтобы покинуть ребенка, даже не приходит в голову
этим матерям, и настолько, что миссионеры, присутствовавшие однажды на
церемонии коронации в одном африканском племени, были поражены, увидев, что
будущая королева появилась с ребенком.
Еще один момент – это обычай продлевать период грудного
вскармливания. Иногда он длится полтора года, иногда два или даже три года… и
это ее [матери] подсознательное желание помочь своему ребенку в его социальной
жизни, на которой он строит свой разум…
Также можно наблюдать, что малыш, когда вместе с матерью они
куда-то отправляются, никогда не плачет, только в случае, если он заболел или
ему больно. Иногда он может спать, но не плакать…
Однако в странах Запада детский плач – это проблема. Сколько раз
мы слышали, как родители жалуются на то, что их дети постоянно плачут? Она
обсуждают, что надо сделать, чтобы успокоить ребенка, и как сделать, чтобы он
все время был счастлив… Причиной детского плача и беспокойства, приступов крика
и ярости является «ментальный голод»… Ребенку скучно. Его разум изголодался,
будучи узником ограниченного пространства, которое у него не вызывает ничего,
кроме фрустрации… Единственное лекарство тут – избавить его от одиночества и
дать присоединиться к социальной жизни. Такой подход естественно и
бессознательно принят во многих странах. Мы же должны его понять и применять
осмысленно, в результате осознания.»
Комментарии
J.
G.:
Отлучение в 6-9 месяцев? О, это ужасно! Я люблю Монтессори, но
мне неприятно и грустно читать подобные вещи.
Weylin:
Я очень рад этой дискуссии. У моей жены и меня были те же самые
вопросы, и мы столкнулись с теми же самыми ограничениями из книги Лиллард. (Прим. перев.: речь о книге «Montessori from the Start» авторов Paula Polk Lillard и Lynn Lillard Jessen). Я очень
уважаю ее как монтессорианку, но чувствую, в своей книге она упустила некоторые
очень важные моменты. Ее ошибка в том, что она слишком упростила потребности
маленького ребенка.
Младенец действительно нуждается в том, чтобы у него было много
возможностей для свободного передвижения, но на этом его потребности не
заканчиваются. Ребенку также идет на пользу физический контакт с матерью,
который обеспечивает ношение на себе. Младенцу на пользу опыт человеческого
взаимодействия, который он наблюдает, находясь в безопасном и удобном
переносном устройстве на маме. Младенцу на пользу наблюдение за работой матери,
работой, которую его мать вряд ли смогла бы выполнить, если бы он не был при
ней в полной безопасности. Это не недостаток, это преимущество.
И этот последний момент подводит нас к еще одному выводу, он касается
обучения. Мы растим наших детей не в изоляции от общества. У родителя есть своя
жизнь, работа, которую нужно выполнить, задачи, которые нужно реализовать, с
этим не поспоришь. И потребности ребенка должны быть согласованы с данной
реальностью. Мы стараемся найти наилучший из возможных компромиссов, но мы не в
состоянии предоставить младенцу полную свободу передвижения просто в силу его
возраста. Ношение ребенка кажется оптимальным компромиссом.
Безусловно, родители должны предоставить своему ребенку
достаточно возможностей для свободного передвижения, но они также могут
наслаждаться тем временем, когда ребенок находится рядом с ними в переноске,
наблюдает за их работой, слушает их разговоры, видит мир вокруг и находится с
ними в контакте. Это есть необходимый и вполне достижимый баланс.
Michelle:
Интересная тема!
Я еще не прочла книгу «Montessori
From The Start», однако, насколько я понимаю, Монтессори
разрабатывала свой метод для детей старше 3х лет, а потом уже коллеги и протеже
Марии разработали программу «Монтессори для младенцев» с соответствующими
принципами. И получается, что вся литература, касающаяся младенцев и тоддлеров,
на самом деле не принадлежит Монтессори. Это книги, вдохновленные идеями
Монтессори.
Nancy:
Во мне примирились эти 2 подхода - Естественное Родительство и
Монтессори философия – таким образом: я помнила, что, во-первых, нужно
«следовать за ребенком» а, во-вторых, что сама Мария родила ребенка и отдала
его другим на воспитание. У нее не было опыта естественного родительства. И, конечно
же, это отразилось на ее философии.
Если бы я могла начать все сначала, я бы приняла во внимание все
то, что мы знаем о потребностях детей/малышей. Им не просто нужен надежный,
любящий заботливый взрослый. Им нужен отдохнувший заботливый взрослый!
Взрослые, преданные своим детям, но пребывающие в состоянии стресса НЕ ХОРОШИ
для развивающихся умов малышей и детей. Сообщество Естественного Родительства,
на мой взгляд, упускает из виду этот важный факт.
Оглядываясь назад, чтобы я сделала бы по-другому, так это:
1)
После 6 месяцев я бы перестала кормить грудью по ночам, потому
что мой ребенок начал спать более трех часов подряд только после двух лет.
2)
Я бы наняла кого-то в помощь для уборки дома и платила бы за
массаж раз в неделю хотя бы на протяжении первого года жизни ребенка.
3)
Каждый день я бы выделяла себе один час для медитации, отдыха,
прогулки, чего бы то ни было! С рождения ребенка и так далее. ЖЕЛЕЗНО ОДИН ЧАС
ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЕБЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Сейчас, спустя 15 лет, я счастлива тому, что выжила, и даже
преуспела, как и мой ребенок. Мы очень близки и хорошо ладим. Он невероятно независим . Хотелось бы мне знать, когда он только родился, что материнство
– это не спринтерский забег…, а спокойная ДОЛГАЯ прогулка. Наслаждайтесь
цветами.
Диплом AMI, Primary 3-6, выпуск 1995
Как маме, придерживающейся идей Естественного Родительства,
обучения на дому с помощью метода Монтессори, книга «Montessori from the start» мне не понравилась. И я говорю своим друзьям
и читателям моего блога не читать ее. Я думаю автор взяла идеи Марии и затем на
их основе сделала свои собственные выводы. К примеру, термин «отлучение» в
Европе часто означает начало введения твердой пищи, а не полное прекращение
грудного вскармливания. Во-вторых, Мария рекомендовала уважать детей и мягко
направлять их. Не думаю, что ей бы понравились жесткие рекомендации, данные в
этой книге.
Почему бы нам просто не следовать за ребенком, собственно об
этом и весь метод Монтессори! Если ребенок хочет быть на руках и чтобы его
носили, тогда именно это и следует делать. Если он хочет ходить, тогда пусть
ходит при любой возможности… Если он не готов к отлучению, тогда зачем
отлучать? Если он проявляет интерес к твердой пище, почему бы тогда не
познакомить его с ней???
Что касается литературы, есть намного лучший вариант о методе
Монтессори в ранние годы: «Понимание Человека» Сильваны Монтанаро, которая
является Director of Assistants to Infancy для США и других стран,
она также является прямой последовательницей Монтессори. Эта книга является учебником
на курсе AMI 0-3.
Cham:
У меня тоже были сомнения по поводу этого, т.к. я почувствовала
противоречие между тем, чему меня учили и тем, что я чувствовала инстинктивно.
К сожалению, мне не попалась книга д-ра Монтанаро, пока моему первому ребенку
не исполнилось 6 недель. Меня поразил отрывок, где она описывала «беременность
снаружи», я читала его как раз в тот момент, когда мой малыш лежал у меня на
животе в позе эмбриона. В книге описывалось как раз то, что происходило в моей
жизни. Однако, я читала дальше и дошла до места, где автор предлагает положить
ребенка на пол и некоторые другие идеи, которые я в тот момент не использовала.
Я начала обдумывать их и не сочла, что они правильны. Тогда я не
читала ничего о Естественном Родительстве, просто делала то, что интуитивно считала
правильным. Она спала в нами, а примерно в 8 месяцев я положила ее на матрасик
на полу, но в нашей же спальне, т.к. я продолжала кормить ее грудью. Я не могла
себе представить, чтобы положить ее в отдельной комнате, т.к. это было
небезопасно для ребенка.
Мне очень нравилось носить дочку в слинге или переноске, но
только если это было необходимо, а в остальных случаях я выкладывала ее на пол,
если мы были дома. Вокруг меня были люди, которые отвергали оба стиля
(Монтессори и ЕР), были и те, кто отвергал один из них. Но мы с мужем
придерживались их и увидели результат: к двум годам ребенок вырос очень независимым
(может даже слишком).
Сейчас у меня вторая новорожденная и я еще больше убеждена в
том, что надо поступать так, как я и поступала с первой. К счастью я родила ее дома с акушеркой.
Из книг д-ра Монтессори, моей учебы и других источников, мое
понимание метода таково: наблюдать за ребенком и следовать за ним. Для меня
положить новорожденного кроху, только что покинувшего утробу, привыкшего
слышать биение материнского сердца, в корзинку подальше от матери кажется даже
жестоким. Как это может укрепить чувство безопасности?
Я даже обсуждала с кем-то, что истинно мамино поведение –
держать своего малыша как можно ближе к себе, пока он не станет достаточно
независим. И это особенно верно для кормящих мам и для детей, которые плохо
спят по ночам.
Большое спасибо за эту тему, которая волновала и меня тоже.
AMI Primary
Julia Foree:
В то время как, безусловно, малышам необходимо при любой
возможности исследовать мир, в слинге, во время движения мамы, у ребенка
стимулируется вестибулярный аппарат. Поискав материал относительно
вестибулярного аппарата, я наткнулась на одно исследование, проведенное на
новорожденных крысятах: пеленание и «вращение» увеличивали вес и повышали тенденцию
к исследованию. Одного пеленания не достаточно (E. Thomas, A. Korner, 1971).
Я знаю, дети – не крысы, но тоже вскармливаются молоком. Поэтому, когда мама
носит ребенка повсюду в слинге (а не просто сидит на месте не шевелясь) и дает
ребенку возможность исследовать, когда это возможно, ребенку это принесет
намного больше пользы, чем, если просто оставить его лежать на одном месте.
Смешно сказать, обоих своих детей я кормила как минимум до 3
лет, и тот, кого кормила дольше, на самом деле более независим… я не говорю о
том, что здесь сыграла роль длительность вскармливания, скорее моя возросшая
осознанность того, что нужно следовать за маленькими детьми, спасибо знаниям,
которые я получила на курсах подготовки Монтессори родителей.
Charlotte
Creasy:
Думаю, в методе Монтессори попытка согласовать типичные
потребности женщины более ярко выражена, чем в ЕР и здесь нужно найти баланс. В
конечном итоге, счастливая мама – лучший подарок для ребенка.
Пишу это, а сама всегда придерживалась ЕР, до сих пор сплю с
ребенком вместе, кормлю, ему сейчас 2. Часто ношу его в рюкзачке за спиной,
хотя и чередую с прогулочной коляской, тележкой для покупок в магазинах, даю
возможность ему ходить пешком самому, чтобы развивать его независимость (и
беречь мою спину), но ЕР подходит не всем женщинам!
Anna:
В вашем посте есть очень интересная мысль: о том, что люди часто
берут замечательные философские доктрины в области образования и экстраполируют
их на уход за новорожденными (в наши дни это в очень модно – стоит лишь
взглянуть на книги и программы). Монтессори была новатором в образовании
маленьких детей, но, несмотря на то, что ее идеи были направлены на развитие
независимости, нам не следует так запросто понижать возраст детей, на которых
могут быть применены ее идеи. Новорожденные и малыши не могут и не должны быть
предоставлены самим себе. Для этого придет время. Независимость возникает
естественным образом в возрасте тоддлеров и вот тогда нам и следует взращивать
ее. Даже не забивайте себе голову этой чепухой «монтессори с рождения». Это
никогда не было ее целью и не должно быть нашей, как родителей. ЕР и метод Монтессори
могут прекрасно сосуществовать, если применяются на соответствующей стадии
роста вашего ребенка. Именно это я применяю в уходе за своими детьми и это
может работать и для других. Спасибо за то, что подняли эту тему, так как она
затронула многих из нас! В наши дни не просто быть родителем.
.
Я НАСТОЙЧИВО рекомендую прочесть только что выпущенную книгу Марии
Монтессори “The 1946 London Lectures”, так как в ней она очень подробно
останавливается на возрасте от рождения до трех. В ее словах достаточно ясности
по этому вопросу и, конечно же, лучше всего читать первоисточник!
Комментариев нет:
Отправить комментарий