четверг, 24 апреля 2014 г.

Часто задаваемые вопросы о методе Монтессори

Общие вопросы

Откуда появился метод Монтессори?
Метод обучения Монтессори был основан в 1907 году доктором Марией Монтессори, первой женщиной-врачом в Италии. Ее образовательная система основывается на научных исследованиях протекания процессов обучения у детей. Руководствуясь своим открытием, что дети учат сами себя, д-р Монтессори разработала «подготовленную среду», в которой дети могли свободно выбирать себе занятие из числа специально подобранных развивающих видов деятельности. Сейчас, почти век спустя после основания Марией Монтессори в Риме первого «дома ребенка» («casa dei bambini»), обучение по методу Монтессори распространено по всему миру и охватывает период от рождения до подросткового возраста.

Где я могу найти хорошо изложенную, краткую информацию о методе Монтессори от рождения до школы?
На сайте Michael Olaf Montessori есть статьи, копии лекций и два обзора системы Монтессори, каталоги книг и материалов для детей.

В чем заключается разница между обучением по методу Монтессори и традиционным обучением?
До 6 лет Монтессори уделяет особое внимание обучению посредством пяти основных органов чувств, а не только с помощью слушания, наблюдения или чтения. Дети в Монтессори классе учатся каждый со своей собственной скоростью и самостоятельно выбирают себе занятие из числа сотен возможных. От них не требуется сидеть и слушать учителя, который обращается сразу ко всей группе. Дети по своему собственному выбору 
индивидуально или в группе занимаются с материалом. Учитель показывает ребенку, как работать с данным материалом, т.к. знает к чему готов каждый конкретный ребенок. Обучение – это захватывающий процесс открытий, ведущий к развитию концентрации, мотивации, самодисциплины и любви к учебе. В возрасте до 6 лет дети учатся проводить независимые исследования, организовывают экскурсии для сбора информации, проводят интервью со специалистами, готовят групповые презентации, сценки, выставки искусств, музыкальные пьесы, научные проекты и так далее. Нет ограничений тому, что они могут создавать в этой разумно организованной свободной среде. Здесь нет учебников или проводимых взрослыми групповых уроков, нет также расписания занятий. Здесь присутствует огромное уважение к выбору детей, и они легко идут в ногу или даже опережают своих сверстников в традиционной системе обучения. Время не тратится впустую, и дети получают удовольствие от своей работы и учебы. Дети просят друг друга научить их чему-то новому, и большая часть процесса обучения происходит в то время, когда дети учат и стимулируют друг друга, а не соревнуются между собой. Возраст детей в Монтессори классе варьируется в рамках трех или более лет (3-6, 2,5 – 6, 6-12 и т.д.), и таким образом формируются сообщества детей, в которых старшие спонтанно делятся своими знаниями с младшими. Так Монтессори предложила совершенно отличный от традиционного подход к обучению.

Могу ли я заниматься со своим ребенком по системе Монтессори дома?
Конечно, вы можете использовать Монтессори принципы развития ребенка и дома. Посмотрите на ваш дом глазами своего ребенка. Детям необходимо чувствовать свою причастность, и это может произойти, если они будут принимать активное участие в повседневных делах семьи. «Помоги мне сделать это самому» - вот жизненный принцип дошкольника, школьника, подростка и молодого человека. Вы можете придумать, как ваш ребенок сможет помогать вам в приготовлении пищи, уборке, в саду, в уходе за вещами, обувью и игрушками. Обеспечить условия для проявления независимости – это верный путь формирования самооценки вашего ребенка и приобретения навыков, которые помогут ему учиться потом на протяжении всей жизни.
Многие родители, приверженцы домашнего обучения, используют философию Монтессори: следуют за интересами ребенка, не прерывают процесс концентрации.
В классе же только специально обученный педагог может полноценно применять методы обучения Монтессори, используя специальный материал. Но существует множество идей, которые можно применять в домашних условиях в семьях, чьи дети посещают Монтессори школу, или в семьях, где взрослые взяли на себя ответственность за обучение своего ребенка на дому.

Монтессори дети

Подходит ли система Монтессори детям с проблемами в обучении? Как насчет одаренных детей?
Система Монтессори была создана, чтобы помочь всем детям проявить весь свой потенциал, обучаясь со своей собственной скоростью. Класс детей с разными способностями – это сообщество, в котором каждый учится друг у друга и каждый вносит свой вклад в общее дело. Более того, система разновозрастных групп позволяет каждому ребенку придерживаться своей собственной скорости обучения, не чувствуя себя «впереди» или «позади» своих сверстников.

Успешны ли Монтессори дети потом в жизни?
Исследования показывают, что Монтессори дети оказываются хорошо подготовленными для дальнейшей жизни с точки зрения обладания знаниями, социально и эмоционально. Помимо того, что они успешно проходят стандартные тесты, Монтессори дети оцениваются выше среднего по таким критериям, как следование инструкциям, своевременная сдача своих работ, внимательное слушание, использование основных навыков, чувство ответственности, задавание провокационных вопросов, энтузиазм в обучении, легкая адаптация к новым ситуациям.

Монтессори школы

Недавно я в течения дня находился в Монтессори классе. Я был очень впечатлен, но у меня есть 3 вопроса.
  1. Я не увидел никаких возможностей для ролевых игр
  2. Материалы, на мой взгляд, не дают детям возможности проявлять творческий подход
  3. Дети, кажется, мало взаимодействуют друг с другом

Вот далеко не полные ответы на эти вопросы:
1. Когда д-р Монтессори открыла свой первый Дом Ребенка, он был полон игрушек для ролевых игр. Но дети не играли с ними, т.к. им разрешалось заниматься настоящей работой: например, по-настоящему печь вместо того, чтобы играть в повара. Таким же образом обстоят дела и сейчас.
2. Материалы обучают определенным вещам, где творчество неуместно. Это похоже на обучение игре на скрипке, чтобы потом уметь исполнять музыку. Вряд ли можно назвать «творчеством» использование скрипки в качестве молотка или мостика в игре в кубики. «Творчеством» будет, когда мы научимся хорошо играть на скрипке и затем сможем сочинять музыку. То же самое относится и к материалам в Монтессори классе.
3. В классе много возможностей для взаимодействия, но задачи, которые стоят перед детьми, настолько интересны, что в эти несколько часов они предпочитают решать эти задачи, совершенствуя свои навыки. Затем они становятся более счастливыми и добрыми – происходит истинная социализация. Также, благодаря тому, что моменты концентрации являются неприкосновенными и любая «работа» уважается, дети рано учатся не прерывать того, кто концентрируется.

Монтессори учителя

Какое специальное обучение проходят Монтессори педагоги?
Так же, как и при выборе Монтессори школы для своего ребенка, взрослый должен проявить мудрость, выбирая курс обучения Монтессори преподавателей. Любой может легально использовать имя «Монтессори», называя им свой метод подготовки учителей. Необходимо убедиться, что в школе, где вы собираетесь преподавать, будет принято ваше свидетельство об образовании. В Европе существует организация AMI (Association Montessori International), учрежденная самой Марией Монтессори. В Америке это две организации: Association Montessori Internationale (AMI, с филиалом в Соединенных Штатах AMIUSA) и American Montessori Society (AMS). Существуют курсы дистанционного обучения, которые могут помочь лучше понять теоретические основы метода, или которые могут обучить взрослых для работы в определенных школах. Иногда это является единственной возможностью, но они не могут полноценно подготовить педагога для работы в классе.

Отличительные черты метода Монтессори

Защита «самого лучшего» в каждом ребенке через уважение его выбора и концентрации
Самым важным открытием, которое сделала д-р Монтессори в области детского развития и обучения является забота о самом лучшем в каждом ребенке. Она обнаружила, что в окружающей среде, где детям позволяется выбирать занятие и концентрироваться на нем столько, сколько им необходимо, по окончании этого периода концентрации (размышления) их силы обновляются, и они находятся в прекрасном расположении духа по отношению к окружающим. Учитель должен знать, как правильно предложить ту или иную работу, соединить ребенка с окружающей средой, которая и является истинным учителем, и защитить этот процесс. Сейчас мы знаем, что эти естественные доброжелательность и участие являются врожденными чертами человека и им не нужно учить, но их надо оберегать.
.
Трехчасовой период работы
В возрасте до 6 лет существует один или два трехчасовых периода непрерывной работы каждый день, в которых нет никаких специальных групповых занятий. Взрослые и дети уважают период концентрации и не прерывают человека, занятого своей работой. Группы формируются спонтанно, либо заранее для определенной цели. Они почти никогда не доминируют над индивидуальной работой.

Разновозрастные группы
Группы формируются из детей разных возрастов и возможностей с разницей в 3 или 6 лет: 0-3, 3-6, 6-12 (иногда 6-9 и 9-12), 12-15, 15-18. В таких группах происходит постоянное взаимодействие, решение проблем, взаимное обучение и социализация. Детям постоянно приходится проявлять свои способности и им не бывает скучно.

Зоны
Среда имеет отдельные предметные зоны и дети могут свободно перемещаться по классу вместо того, чтобы сидеть за партами. Работая с определенным материалом, ребенок не ограничен во времени. Все предметы: математика, язык, наука, история, география, искусство, музыка и т.д. - могут изучаться на разных уровнях сложности в любое время.

Метод преподавания: «Учи обучая, не исправляя»
Здесь нет исправленных красными чернилами работ. Наоборот, усилия и работа ребенка уважаются просто за то, что они есть. Учитель с помощью наблюдения и ведения записей планирует индивидуальные проекты, которые позволят каждому ребенку изучить то, что ему нужно.

Соотношение 1:1 и 1:30+
Эти пропорции означают соотношение учитель-ребенок: в классе присутствует один специально подготовленный Монтессори-учитель и один ассистент на 30 детей, который не дает презентаций. Чаще всего учитель обучает не всех сразу или группу детей, а одного ребенка за раз. За остальными 30 детьми она наблюдает, как они работают каждый над своей задачей. Учитель дает ребенку основные презентации по математике, языку, науке и искусству, и ведет ход его исследований, акцентируя свое внимание на  интересах и увлечениях ребенка. Она не дает заданий и не указывает ребенку, что учить или что читать, она также не устанавливает пределы того, насколько далеко может зайти ребенок в своих исследованиях.

Основные презентации
Во время курса подготовки учителей Монтессори учитель проводит массу времени, оттачивая свое мастерство в подаче презентаций с материалом. Чтобы получить диплом, ей приходится сдавать письменный и устный экзамены по презентациям. Ее учат распознавать готовность ребенка к определенной презентации с учетом его возраста, способностей и интересов, и затем вести процесс его дальнейшей индивидуальной работы.

Области изучения
Все предметы взаимосвязаны между собой, они не изолированы друг от друга. И для детей учитель представляет собой некоего «человека эпохи Возрождения», имеющего широкие познания во всех областях. За один раз ребенок может работать с любым одним уже известным ему материалом.

Размер класса
Самым оптимальным (не относится к Тоддлер-группам) является класс, состоящий из 30-35 детей и одного учителя (при условии, что он хорошо подготовлен для такого уровня преподавания) и одного ассистента, который не дает презентаций. Это становится возможным благодаря тому, что дети находятся в одной и той же группе на протяжении 3-6 лет и черпают знания друг у друга и непосредственно из самой среды.

Система оценок
В системе Монтессори не существует оценок или каких-либо других форм поощрений и наказаний, скрытых или явных. Учитель собирает портфолио, ведет наблюдения и записи. Показателем того, работает система или нет, являются достижения детей и изменения в их поведении: ощущение счастья, доброта к окружающим, зрелость, любовь к учебе и уровень выполнения работы.


Требования к возрасту 0-6
К данному возрасту не существует никаких академических требований, но дети оказываются способны впитать невероятно большое количество знаний и в большинстве случаев обучаются читать, писать и считать помимо того, чему обычно учатся дети в этом возрасте.

Воспитание характера
Воспитание характера ребенка происходит параллельно с академическим образованием. Дети учатся заботиться о себе, об окружающей среде, друг о друге: они готовят, чистят, строят, работают в саду, учатся красиво двигаться, вежливо разговаривать, быть внимательными по отношению к другим и помогать, выполнять общественную работу в своем сообществе и т.д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий