НАБЛЮДЕНИЕ
Автор Дженифер Роджерс
Мисс Грин была личностью. Она
прославилась, когда приехала в школу на Хеллоуин с большой картинной рамой на лице.
Она была идеальной Мона Лизой. В тот год у нее была своя миссия: вдохновлять
всех на наблюдение. Мисс Грин вырезала из фетра алую букву «Н», пришила к ней
сзади английскую булавку и начала прохаживаться по классам, раздавая уколы
учителям и администраторам. Мисс Грин любили за ее отвагу и за ее миссию.
Алая буква мисс Грин помогала ее коллегам
не забывать, что наблюдение - это такое упражнение, когда взрослый может сидеть
на краешке стула. Глаза наблюдающего могут широко открыться, и он по-новому
взглянет на ребенка или сообщество. Наблюдать значит быть стойким,
оптимистичным и преданным. Наблюдающий должен владеть собой, не поддаваться
искушению двинуться с места, заговорить или начать помогать. Он не сопротивляется
конфликтам, дискомфорту и чувству разочарования и понимает, что все, что он
наблюдает в данный момент, является частью одного непрерывного процесса. Ему открывается
нечто удивительное.
Мы знаем, что это так и есть. Но
взрослым крайне трудно спокойно сидеть на месте. Концентрация внимания
взрослого так же непродолжительна, как и у ребенка. Наши лучшие учителя и
родители предпочитают все время быть чем-то заняты, действовать, помогать. Мы
не в состоянии остановить внутренний диалог, перестать оценивать, освободить
свой ум от воспоминаний, целей, суждений и хороших идей, особенно когда
наблюдаем за детьми, которых хорошо знаем. Когда отец смотрит на дующегося
четырнадцатилетнего сына, то вспоминает своего упрямого тоддлера. Когда учитель
проверяет пространство, которое она так скрупулезно готовила, ей трудно заметить
те места в классе, где ее среда не отвечает потребностям ее детей.
Важность наблюдения в работе Монтессори
учителя хорошо документирована. Это важный компонент подготовки учителя, такой
же необходимый, как и практика, чтение книг и посещение лекций. Каждый
Монтессори учитель по окончании курса знает, что наблюдение должно стать частью
ежедневной работы с детьми. Учителя и родителей призывают наблюдать, потому что
знают – это поможет им понять собственных детей. Благодаря наблюдению родители
и учителя учатся устанавливать адекватные и реалистичные ожидания.
Дети могут меняться и меняются
удивительным образом. Наблюдательные взрослые всегда найдут способы, как помочь
развитию любого ребенка. По мере взросления ребенка трудности тоже видоизменяются.
Препятствия к обучению, которые проявляются у маленьких детей в форме
деструктивного поведения, становятся менее заметными. Старшие дети намного
более склонны скрывать свои страхи и неудачи. Люди, работающие с подростками,
тщательно изучают позы, выражения лица, тон голоса и едва уловимые знаки. Чтобы
научиться наблюдать за тем, как растут дети, требуется тренировка длиною в
жизнь.
Бывает, что взрослый наблюдает с
надеждой помочь развитию детей и радостно удивляется. Она поднимается со своего
стула обновленной от некоего проблеска или мимолетного чувства, благодаря
которому приоткрылось небольшое оконце в ее собственной душе. В такие редкие
ценные моменты озарения наблюдающий осознает, что он вовлечен в тихий бунт
против беспорядка и смятения, привычных для нашего мира. Наблюдение с балансом
разума и сострадания позволяет взрослому принимать неудачу и разочарование.
Надежда становится твердой основой. Наблюдающий верит, он знает, что понемногу
каким-то волшебным образом его преданность наблюдению делает мир лучше.
Симона Вейль говорила, что абсолютное,
ни с чем не смешанное внимание, является формой молитвы. Вейль была еврейским
мистиком, французским философом, радикально настроенной в вопросах социальной
справедливости. Ее слова находятся вне времени, потому что стоят выше
религиозного давления, политики и профессии. Музыка, поэзия, шедевры
художественного искусства и тип преподавания, меняющий курс человеческой
истории зависят от абсолютного внимания. Наблюдение без прерывания и вмешательства
окупится сполна. Чудеса, явленные во время наблюдения, не всегда очевидны, хотя
иногда их нельзя не заметить и они продолжают и продолжают появляться.
Изменение может быть мимолетны, облегчение может быть непродолжительным, но
наблюдение всегда трансформирует и наделяет жизни новым смыслом очень похоже на
то, как это делает молитва.
Мария Монтессори была врачом, католичкой
и реформатором в области образования. Ее работа с детьми инвалидами и детьми из
бедных семей началась с наблюдения. Наблюдение – красная нить, соединяющая
разные периоды ее длинной карьеры. Хотя они никогда и не встречались, жизни и
мысли Монтессори и Вейль сходятся по многим вопросам. Обе женщины верили в силу
наблюдения. Обе женщины без устали работали ради бедных. Обе женщины мечтали о мире.
Есть взрослые, которые помнят как они
впервые наблюдали Монтессори детей за работой. Возможно они не могли это ясно
сформулировать, но они поняли, что дети были вдохновлены и вовлечены в
деятельность со страстью, редко встречающейся в других обстоятельствах. Сильные
Монтессори классы гудят от целеустремленного, самостоятельного передвижения
детей, уже твердо закрепившихся в уважении и решительности, которые иногда
расцветают совершенным покоем. Некоторые из этих взрослых говорят о своих
первых наблюдениях так, как обычно
рассказывают об опыте обращения в веру, о пересмотре своих взглядов.
Сидя на стуле и спокойно наблюдая, мы решили изменить направление своей жизни.
Многие из тех же взрослых признавали,
что их ежедневные занятия уже лишены наблюдения. Слишком много домашних и
семейных забот, слишком велики требования школы. Ноша ответственности заглушает
тихий внутренний голос, который продолжает настойчиво шептать: «Наблюдай!»
Учительство и родительство становится скроенной на скорую руку комбинацией
семейного и классного управления и помощи в критических ситуациях. Проходят
недели и месяцы, прежде чем уже вымученный родитель или педагог не наткнется на
стул для наблюдения.
Люди, которых
привлекают идеи Монтессори как родителей, учителей, обычно образованы, начитаны
и для детей хотят самого лучшего. Без наблюдения Монтессори дети, за которыми
не наблюдали, будут и дальше расти, здоровые дети будут расти. Родители и
педагоги, редко наблюдающие за детьми, тем не менее, будут замечать
положительные изменения и взросление у детей. Без наблюдения качество
проведенного вместе времени и прочность наших взаимоотношений с детьми никогда
не будут такими же, как если бы мы чаще наблюдали.
Дженифер Роджерс 20 лет проработала
учителем начальной школы, последние 10 из них в Countryside Montessori School в
Нортбрук, Иллинойс. Диплом AMI начальной школы она получила
в Атланте, Джорджиа, диплом ассистента раннего
детства в Денвере, Колорадо и диплом по ориентированию подростков в Кливленде,
Огайо. В настоящее время она первый год работает преподавателем гуманитарных
наук в средней школе Countryside’s Middle School.
Миссис Роджерс имеет степень бакалавра по религиоведению
и английскому языку, которые получила в Albion College и степень магистра
теологии от семинарии Candlert Seminary,
университет Emory University. У нее трое детей, которые росли в Монтессори классах. Миссис Роджерс живет со своей семьей в Нортбруке
Комментариев нет:
Отправить комментарий