ИЛИ-ИЛИ
Если бы меня попросили обозначить одно единственное убеждение,
которое наиболее явно приводит к использованию сомнительных
методов воспитания, я бы назвал тенденцию считать, что есть два
способа растить детей. Можно поступать так, или иначе, и так
как один из вариантов, естественно, не устраивает, вам остается
другой (который всегда включает в себя какой-то контроль).
Самая популярная из таких искусственных дихотомий звучит
так: «Нужно занять с детьми твердую позицию и не позволять
делать им все, что им вздумается». То есть, традиционная
дисциплина или вседозволенность. Либо я накажу своего ребенка,
либо я позволяю ей «остаться безнаказанной» за что бы там она ни
сделала. Когда дети делают что-либо нехорошее, большинство из
нас считает, что нужно сделать ЧТО-ТО, а не сидеть в стороне.
Поэтому, если наш выбор ограничен наказаниями, мы именно их и
будем применять по умолчанию.
Парадоксально, что игнорирование и наказания даже не являются
противоположностями. В обоих случаях не предлагается хоть какой-
либо уважительной, взрослой помощи, которая и нужна больше всего
ребенку. Ничего удивительного, что многие родители варьируют
свое отношение от наплевательского к жесткому, и так по очереди.
И когда один из подходов только все ухудшает, они кидаются в
другую крайность. Как призналась одна мама: «Я позволяю своим
детям все до того момента, пока не начинаю их ненавидеть, после
чего я становлюсь авторитарной, и ненавижу себя». В других
семьях у каждого из родителей своя роль. Один позволяет, второй
авторитарен, как будто два неверных подхода в сумме дадут что-то
продуктивное.
Если нас заставлять выбирать между ними, исходя из доступной
нам информации даже не ясно, является ли наказание лучше, чем
вседозволенность. Но нам НЕ НАДО выбирать, потому что есть
другие возможности. Если холод нам не нравится, это не значит,
что нужно довести температуру до точки кипения. И это относится,
кстати, и к другому искусственному выбору: «Вместо того, чтобы
критиковать и наказывать детей, когда они поступают плохо, лучше
награждать и поощрять их, когда они поступают хорошо». Проблема
в том, что наказания и награды по сути две стороны одной монеты,
и купить на нее можно не многое. Слава богу, есть альтернативы
любой из версий манипуляции кнут-пряник.
Понять, что существует множество методов
и подходов, сомневаться в разумности тех или иных идеологий
и убеждений – это значит освободить наше мышление для поиска
новых путей, которые могут оказаться куда более разумными, чем
общепринятые.
Если бы меня попросили обозначить одно единственное убеждение,
которое наиболее явно приводит к использованию сомнительных
методов воспитания, я бы назвал тенденцию считать, что есть два
способа растить детей. Можно поступать так, или иначе, и так
как один из вариантов, естественно, не устраивает, вам остается
другой (который всегда включает в себя какой-то контроль).
Самая популярная из таких искусственных дихотомий звучит
так: «Нужно занять с детьми твердую позицию и не позволять
делать им все, что им вздумается». То есть, традиционная
дисциплина или вседозволенность. Либо я накажу своего ребенка,
либо я позволяю ей «остаться безнаказанной» за что бы там она ни
сделала. Когда дети делают что-либо нехорошее, большинство из
нас считает, что нужно сделать ЧТО-ТО, а не сидеть в стороне.
Поэтому, если наш выбор ограничен наказаниями, мы именно их и
будем применять по умолчанию.
Парадоксально, что игнорирование и наказания даже не являются
противоположностями. В обоих случаях не предлагается хоть какой-
либо уважительной, взрослой помощи, которая и нужна больше всего
ребенку. Ничего удивительного, что многие родители варьируют
свое отношение от наплевательского к жесткому, и так по очереди.
И когда один из подходов только все ухудшает, они кидаются в
другую крайность. Как призналась одна мама: «Я позволяю своим
детям все до того момента, пока не начинаю их ненавидеть, после
чего я становлюсь авторитарной, и ненавижу себя». В других
семьях у каждого из родителей своя роль. Один позволяет, второй
авторитарен, как будто два неверных подхода в сумме дадут что-то
продуктивное.
Если нас заставлять выбирать между ними, исходя из доступной
нам информации даже не ясно, является ли наказание лучше, чем
вседозволенность. Но нам НЕ НАДО выбирать, потому что есть
другие возможности. Если холод нам не нравится, это не значит,
что нужно довести температуру до точки кипения. И это относится,
кстати, и к другому искусственному выбору: «Вместо того, чтобы
критиковать и наказывать детей, когда они поступают плохо, лучше
награждать и поощрять их, когда они поступают хорошо». Проблема
в том, что наказания и награды по сути две стороны одной монеты,
и купить на нее можно не многое. Слава богу, есть альтернативы
любой из версий манипуляции кнут-пряник.
Понять, что существует множество методов
и подходов, сомневаться в разумности тех или иных идеологий
и убеждений – это значит освободить наше мышление для поиска
новых путей, которые могут оказаться куда более разумными, чем
общепринятые.
Комментариев нет:
Отправить комментарий